News

Как управлять «дебиторкой», чтобы не потерять в прибыли?

Как управлять «дебиторкой», чтобы не потерять в прибыли?

Как правило, в компаниях работа с дебиторской задолженностью ведется хаотично. О ней задумываются только когда не хватает оборотных средств. 

Типичными ситуациями в работе с «дебиторкой», ведущими к недополучению прибыли, являются следующие:

1.Недооценили риски

Если договор предусматривает условие отсрочки платежа, необходимо основательно проверять покупателя. Мы рекомендуем перед заключением сделки запрашивать у покупателя пакет документов, включающий в себя и свидетельство о регистрации и постановке на учет в ФНС, устав, приказ о назначении руководителя, бухгалтерские балансы и пр. В течение всего периода действия договора  отслеживайте текущую платежеспособность клиента, проверяйте, не сменился ли состава учредителей, руководство, следите за арбитражными делами компании и блокировкой счетов и пр. За каждым клиентом закрепите менеджера. Такая работа позволит вовремя пересмотреть условия оплаты с контрагентом и приостановить отгрузку. Разработайте свои критерии оценки контрагента и протестируйте клиента на предмет правовой надежности, финансовой устойчивости, платежеспособности и перспективности. На основе такой системы оценок клиентов можно распределить по группам риска, с ними будет проще работать. Важно также разделить покупателей на ключевых и не ключевых. Ключевые клиенты приносят львиную долю прибыли, поэтому работа с ними должна строится с учетом стратегических целей компании, т.е. автоматически снижать кредитный лимит им не стоит. В то время, как с остальными клиентами это будет единственным правильным решением.

2. Возникла просроченная дебиторка

Чтобы этого не случилось, финансовая служба должна контролировать дебиторку не реже одного раза в неделю, менеджеры, «ведущие» клиента, должны незамедлительно сообщать о возникших просрочках. В таком случае шансов вернуть деньги гораздо больше, чем, если начать заниматься этой проблемой спустя месяцы. 

Что можно предпринять, чтобы не терять ликвидность?

- Обязать менеджеров согласовывать с руководством отсрочу платежа контрагенту и отгрузку товара без предоплаты. 

- Мотивировать менеджеров. Например, штрафовать за нарушение регламентов, начислять бонусы по факту оплаты покупателем поставки, установить премию выше за сделку со 100% предоплатой.

- Если в компании много работы с дебиторкой, лучше автоматизировать этот процесс. Автоматизированная система позволит снизить трудозатраты, совершать рассылку напоминаний о просрочке оплаты, не позволит менеджерам нарушать регламенты, вовремя осуществлять финансовый анализ ситуации и пр. 

3. Отсутствуют надлежаще оформленные документы

Часто возникают ситуации, когда из-за неправильно оформленной «первички» у поставщика нет оснований для обращения в суд для истребования долга. Суд попросту откажет в удовлетворении требований из-за отсутствия или ненадлежащим образом оформленных документов. Требования по работе с «первичкой» также необходимо прописать в инструкциях менеджерам.

4. Отсутствует регламент по работе с задолженностью.

Затягивание сроков с оплатой долга ведет к риску его полного невозврата. Необходимо прописать типовые документы для работы с дебиторами (формы договоров, претензий и пр.), установить сроки для совершения конкретных действий менеджерами, схемы взаимодействия с другими подразделениями, работающими с задолженностью (служба безопасности, финансовая, юридическая служба) и т.д. 

Как работать с дебиторской задолженностью?

Необходимо:

- оптимизировать ее объем 

- определить порядок работы и ответственность подразделений и менеджеров компании при предоставлении отсрочек платежей

- установить лимиты на сроки и объемы дебиторской задолженности

- получать объективную оценку платежеспособности контрагентов

- минимизировать риски возникновения просроченных и безнадежных долгов

- автоматизировать работу с дебиторской задолженностью.

 

Последние проекты

Почему "БиЭйГруп"?

1. Мастерская «индивидуального пошива». Мы работаем с каждым Клиентом по-особенному, исходя из его конкретных нужд, комбинируя готовые и уникальные решения, специально разработанные для каждой компании.
2. Комплексный подход. Мы стараемся предоставить решения по максимальному спектру задач, стоящих перед Клиентом. Наши специалисты разработали комплекс услуг по сопровождению бизнеса по принципу «одного окна», в том числе бухгалтерское, юридическое обслуживание, консультирование по финансовым и кадровым вопросам, услуги по интернационализации компании, сопровождение внешнеторговой деятельности и др.
3. Успех нашего Клиента – это и наше достижение, потому, что мы работаем на результат. В нашей команде трудятся профессионалы-практики с многолетним опытом качественной работы. Мы инвестируем деньги и время в повышение квалификации своих сотрудников и развитие передовых технологий.

S5 Box

Register

You need to enable user registration from User Manager/Options in the backend of Joomla before this module will activate.